.... |
«Если человек следит сам за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам». Сократ |
Оздоровительный подход
В основе оздоровительного подхода лежит профилактика возникновения психосоматических заболеваний. В некотором смысле он представляет образ жизни человека, его идеологию существования во внешнем мире. Поскольку на протяжении первых глав работы было наглядно продемонстрировано, что причиной патологических сбоев в работе организма, именуемых болезнями (т.е. проявлениями нездоровья), являются стрессоры, то сутью оздоровительного подхода будет являться воспитание и поддержание на оптимальном уровне стрессоустойчивости организма. О видах профилактической работы было упомянуто в главе, посвященной психосоматике.
Идея воспитания стрессоустойчивости состоит в дозированном воздействии микрострессов, которым человек подвергает себя регулярно и сознательно, тем самым поднимая все время уровень своей резистентности, или, говоря в терминологии теории стресса, – функционируя в стадии перекрестной резистентности, позволяя организму успешно справляться со всеми внешними воздействиями. Микрострессовые воздействия, таким образом, носят характер прививки.
Так, последствием ежедневного выполнения холодных обливаний (или более радикального исполнения – круглогодичного купания в открытых водоемах, «моржевания») будет не только устойчивость к простудным факторам, но и эмоциональная устойчивость, выдержанность, способность сохранять душевное равновесие.
В контексте данной работы имеет смысл говорить о двух направлениях воспитания стрессоустойчивости. Это уже привычное для нас разделение направлений, объединенных общим смыслом и взаимодополняющих друг друга. Эта идея, в свою очередь, была подробно рассмотрена в главе, посвященной телесно-ориентированной психотерапии.
Итак, первое направление оздоровительного подхода – это работа с телом на языке тела. Сюда относятся все методы работы с телом: физические нагрузки (спортивная тренировка), закаливание, пищевая депривация.
В основе антистрессового воздействия спортивной тренировки лежит воспитание способности противостоять разным формам утомления при выполнении физической нагрузки.
В основе закаливания – способность справляться с факторами температурного воздействия.
В основе пищевой депривации (голодания) – способность быть устойчивым к фрустрации одной из базовых потребностей человека.
В конечном итоге, одна из главных составляющих антистрессового подхода – это создание фрустрационной толерантности.
Второе направление представляет собой работу с телом на языке сознания: методы аутогенной тренировки, медитация, самоанализ. Методы второго направления также имеют антистрессовый аспект, поскольку носят характер временной сенсорной и социальной депривации.
Принципы аутогенной тренировки были изложены в главе, посвященной адаптационным синдромам.
Занятия медитацией преследует много смыслов:
1.Медитативное состояние позволяет человеку разгрузить нервную систему, поскольку медитативное состояние является особым функциональным состоянием, близким к состоянию гипнотического сна.
В отличие от гипнотического сна, в котором инициатива в раппорте принадлежит постороннему сознанию, в медитативном состоянии бодрствующим и критичным остается изолированный участок коры больших полушарий собственного мозга медитирующего. (Раппорт – связь между сознанием гипнотизера и сознанием гипнотизируемого, в котором критичность и инициативность принадлежит гипнотизеру, а сознание гипнотизируемого беспрекословно восприимчиво, т.е. мозг находится в состоянии сна, кроме небольшого изолированного участка, осуществляющего раппорт.) Итак, за исключением небольшого участка, вся нервная система находится в состоянии относительного покоя (а значит и весь организм в целом). Как известно, состояние сна – это состояние, когда наиболее полно включаются процессы регенерации и реабилитации организма. Внешние раздражители отсутствуют, поэтому «внимание» организма целиком и полностью приковано к внутренним раздражителям, обеспечивая рефлекторное включение восстановительных процессов. В состоянии сна включаются также ассимиляционные процессы, позволяющие аккумулировать энергию, впоследствии расходуемую преимущественно в бодрствующем, активом состоянии.
2. Поскольку, как было указано выше, в медитативном состоянии внешние раздражители игнорируются организмом, критичный участок мозга способен детально наблюдать за душевной деятельностью медитирующего, потоком ассоциаций, автоматическими мыслями, мотивацией, эмоциональной сферой. Таким образом, состояние медитации способствует существенному и принципиальному увеличению коэффициента полезного действия аналитической работы медитирующего.
3. В состоянии медитации значительно облегчается процесс коррекции душевной деятельности на основании полученного аналитического материала, происходит «работа над ошибками». С помощью идеомоторных актов неадаптивные стереотипы заменяются на желательные и закрепляются в форме рефлексов. Частота повторений, а также глубина концентрации способствует образованию и закреплению рефлекторных связей, т.е. будущей автоматизации процессов, протекающих по желательному сценарию.
4. Состояние медитации способствует выработке огромного количества эндорфинов, т.е. организм медитирующего испытывает состояние удовольствия и оргазмического блаженства, называемого, по йоговской традиции, состоянием «нирваны», или неискаженного (истинного, незамутненного) ощущения бытия. Рассуждая в терминах гештальт-психологии, психологический фон человеческого существования обеспечивает индивиду чувство счастья и блаженства, на этом фоне могут происходить различные процессы, появляться и исчезать различные фигуры и конфигурации событий, чувств, представлений. Таким образом, восприятие, допустим, трагичного события утраты близкого человека на фоне глобального ощущения позитивного смысла и качества человеческого бытия дает полное и целостное восприятие жизни, избавляет от односторонних оценок в терминах негативных чувств и смыслов, придает общий позитивный и гуманистический оттенок вектору человеческой жизни, силы и смысл жить, творить, существовать. Соприкосновение с ощущением «нирваны» есть соприкосновение с глобальным пониманием принципа, силы, энергии «либидо» в рамках терминологии З.Фрейда.
Один из прикладных выводов, который может сделать медитирующий, – нет никакой необходимости в употреблении внешних стимуляторов и наркотических веществ; все, что ему нужно для счастья, находится в нем самом, он единственный творец и обладатель своего счастья.
5. Наконец, состояние медитации дает человеку возможность для понимания множества экзистенциальных смыслов человеческого существования, значительно расширяет философскую и мировоззренческую базу индивида, лишает последнего исключительно бытового восприятия действительности.
В свете рассмотренного следует подытожить, что медитации имеют характер определенного психологического инструмента и делятся на несколько целевых групп, которыми медитирующий пользуется по своему усмотрению и плану:
а. Исследовательские (аналитические) медитации.
б. Медитации отдыха или «пустоты».
в. Коррекционные или концентрирующие (обучающие) медитации.
г. Размышляющие или философско-познавательные медитации.
Использование самоаналитической работы означает факт признания пациентом существования внутренней реальности, и соответственно признание принципа активности и ответственности за ее адекватное состояние и корректное взаимодействие с ней.
Суть самоанализа состоит в выработке и постоянной сознательной тренировке навыков самонаблюдения, или наблюдения за внутренней реальностью, навыков анализа степени ее адаптивности к реальности внешней и проведения коррекционной работы в случае обнаружения дисбаланса.
Самоаналитическая работа может принципиально протекать либо в форме психоаналитической техники со свободным ассоциированием, фиксированием свободных ассоциаций в той или иной форме с последующей аналитической работой, суть которой пациент постиг, посещая психоаналитические сеансы. Детально и подробно эти процедуры описаны в работе выдающегося психоаналитика и реформатора психоаналитического направления К.Хорни в ее книге «Самоанализ».
Либо самоаналитическая работа может использовать принципы когнитивной модели, используемые когнитивно-поведенческой терапией, во время проведения которой пациент целенаправленно обучается приемам самонаблюдения и самокоррекции.
Объединяющей идеей методов второго направления является воспитание способности к наблюдению и осознанной регуляции баланса процессов возбуждения и торможения.
Существует и третье, уникальное направление, объединяющее два вышеупомянутых подхода, т.е. комплексный подход – занятия оздоровительными системами: йога, цигун (тайцзицюань). Подробный анализ указанных систем оздоровления приведен в главе, посвященной телесно-ориентированной психотерапии.
Использование оздоровительного метода подразумевает активную жизненную позицию пациента, или принцип активности. Предлагая пациенту использование этого метода, терапевт основывается, в свою очередь, на принципах гуманистического направления, а именно: на способности пациента самому о себе позаботиться (задача терапевта помочь осознанию способности к разумной саморегуляции) и опоре на основополагающую способность к прогрессивному развитию и самосовершенствованию – самоактуализацию.